?

Log in

No account? Create an account
vencedor

Пространство между полюсами и вокруг

Материалы для семинара по трансгендерности на Фестивале Квир-культуры 22 сентября 2012 года, СПб.

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ ПОЛЮСАМИ И ВОКРУГ

Материалы семинара предназначены для широкой публики, поэтому в основном носят ознакомительный характер. Вся информация, на которую я опирался, взята из интернета, ее легко найти, набрав в поисковике слово "трансгендер". Для кого-то это новая информация, для кого-то знакомая. Тем не менее, многие важные и кажущиеся очевидными вещи стоит повторять снова и снова, просто чтобы они оставались на виду.
Сегодня мы говорим о трансгендерности. Если совсем просто – мы говорим о том, что физический пол человека не всегда совпадает с тем, как человек себя воспринимает, и это не означает, что человек психически нездоров.
В культуре большинства европейских стран противопоставление мужского женскому представляется очевидным. Это противопоставление абсолютно: как два полюса, между которыми нет ничего. Эти два полюса отделены друг от друга таким образом, что переход между ними мыслится невообразимым, невозможным действием.
Ты можешь быть или мужчиной, или женщиной. Это взаимоисключающие факты. Если не женщина, то мужчина. Если не мужчина – то женщина.



Таковы представления, до относительно недавнего времени господствовавшие в европейской культуре. Однако научные исследования прошлого – ХХ века внесли серьезные изменения в картину мира, обнаружив, что в действительности каждому человеку присущи как «женские» (фемининные), так и «мужские» (маскулинные) черты характера, особенности мышления, социальной роли и поведения. Эти особенности проявляются вне зависимости от строения половой системы. Кроме того, часть людей, имея строение гениталий, присущее одному полу, ощущают себя представителями противоположного… или вообще не соотносят себя ни с одним.
Для социальной формы проявления пола был введен термин гендер. Гендер – это очень широкое понятие. Это совокупность «мужский» и «женских» качеств конкретной личности, а также особенностей ее самоидентификации, поведения и социальной роли. Гендер позволяет рассматривать «половую принадлежность» каждого конкретного человека отдельно от его биологических особенностей. На формирование гендера влияет множество факторов: биологические, психологические, социальные, сексуальные и т. д. В большинстве случаев гендер создается под влиянием воспитания и социальной среды в целом еще в детском возрасте под давлением общественных стереотипов и на основании биологической принадлежности к мужскому или женскому полу. Мальчиков поощряют за те или иные «маскулинные» особенности и поступки, учат их быть «мужчинами», а девочек – за «фемининные» соответственно. В то же время те или иные гендерные характеристики претерпевают различные изменения под влиянием жизненного опыта.
Принадлежность человека к тому или иному полу в связи с особенностями характеристик его гендера носит название гендерной идентичности.
При несовпадении биологического пола и гендера говорят о трансгендерности. Это собирательное понятие включает в себя все категории лиц, у которых в той или иной степени самовосприятие себя как представителя данного пола не соответствует анатомическому строению его организма, и которые не могут жить в рамках предписываемых обществом полоролевых и социальных отношений, характерных для их биологического пола.

Транссексуалы первыми добились возможности совершать свой переход между противоположными полюсами. Это было грандиозное достижение – построить мост между ними.  Но до недавнего времени подразумевалось, что по мосту можно ехать только до самого конца, до противоположного полюса - и только с разрешения психиатра.
Этот подход зафиксирован в международных медицинских документах, регулирующих диагностику и обращение с трансгендерными пациентами.
Несмотря на то, что стена между полюсами оказалась проницаемой, сами полюса «нормальности» оставались незыблемо противоположными, окруженными пустотой. О том, как развивалась эта ситуация, я постараюсь коротко рассказать.

Гендер (gender) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. В Дж. Принципах, о которых мы еще будем говорить,записано, что человек сам определяет свой гендер, ориентируясь на свои внутренние ощущения, и не должен подвергаться принуждению в своем выборе и его проявлениях.
Гендерная идентичность (gender identity) – внутреннее самоощущение принадлежности к тому или иному гендеру.

Трансгендерность с точки зрения медицины

Единого мнения о трансгендерности, единой теории трансгендерности в настоящее время не существует. Для того, чтобы убедиться в этом, обратимся к официальным документам, регламентирующим медицинскую диагностику.

DSM (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders — Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) Американской Психиатрической Ассоциации / Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации – документ, который широко используется во всём мире. Его диагностические категории имеют не только медицинское, но и огромное общественно-политическое и культурное значение.

Что же говорило о трансгендерных пациентах Руководство по диагностике психических расстройств в прошлом и что говорит сейчас? На что опирались и опираются медицинские специалисты, когда им приходится встречаться с трансгендерными людьми?

Впервые трансгендерность попадает в ДСМ в конце семидесятых. Еще до того термин транссексуал использовался специалистами с 50-х годов для обозначения личности, которая стремится жить или фактически живёт в противоположной анатомическому строению гендерной роли.
В 60-х и 70-х врачи использовали термин истинный [в отечественном варианте ядерный ] транссексуал. Чтобы подпадать под этот диагноз,  человек должен был соответствовать трем критериям:
1) отождествление с противоположным гендером, которое постоянно проявлялось через особенности поведения в детском, подростковом и взрослом возрасте;
2) отсутствие сексуального возбуждения от переодевания в одежду противоположного пола;
3) отсутствие гетеросексуального влечения (относительно его анатомического пола) - то есть если это был транссексуал FtM ("из женщины в мужчину"), то он должен был испытывать сексуальное влечение исключительно к женщинам, чтобы после всех преобразований получился именно гетеросексуальный, "нормальный" мужчина, а не гомосексуальный (какой ужас!). Транссексуалам часто приходилось намеренно искажать свои истории, чтобы подогнать их к этой ранней концепции.
Позднее для обозначения гендерных проблем был принят термин синдром гендерной дисфории, он использовался до тех пор, пока психиатрия не разработала официальную номенклатуру.

Гендерная дисфория (gender dysphoria) – ощущение неудовлетворенности своим биологическим полом или гендерным статусом, часто сопровождающееся общей подавленностью, депрессиями, вплоть до склонности к суициду.

Диагноз "транссексуализм" был введён в конце семидесятых в DSM-III для лиц с гендерной дисфорией, которые как минимум два года демонстрировали постоянное желание изменения их анатомического пола и социального гендерного статуса. Другие варианты гендерной дисфории могли быть диагностированы как "расстройство гендерной идентичности в подростковом или взрослом возрасте нетранссексуального типа" или "расстройство гендерной идентичности неуточнённое».

В настоящее время, с 2000 года, действует  DSM-IV-TR (четвёртая редакция, пересмотренная). В ней диагноз "транссексуализм" заменён на "расстройство гендерной идентичности".
Лица с сильным и постоянным ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством несоответствия гендерной роли этому полу могут быть диагностированы с "расстройством гендерной идентичности в детстве" (302.6), "в подростковом или взрослом возрасте" (302.85). Для тех, кто не проходит по этим критериям, используется диагноз «расстройство гендерной идентичности неуточнённое».

Новая версия - DSM-V  - должна вступить в силу  в 2013-ом году. Ожидается, что в новой редакции будут внесены существенные изменения в отношении того, что называется «расстройством гендерной идентичности», но это все еще относится к предположительному будущему.

Другим важнейшим документом, на который опираются специалисты, является ICD-10 (Международная классификация болезней). В настоящее время действует МКБ-10, в которой в Классе «Психические расстройства и расстройства поведения», в Блоке «Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте» под кодом F64.0 присутствует диагноз Транссексуализм.
МКБ-10 определяет пять видов диагноза расстройств гендерной идентичности (F64):

Транссексуализм (F64.0) имеет 3 критерия:
Желание жить и быть принятым в качестве представителя противоположного пола, обычно сопровождаемое желанием привести тело путём хирургического и гормонального лечения в соответствие с предпочитаемым полом, насколько это возможно.
Транссексуальная идентичность наблюдается устойчиво как минимум два года.
Расстройство не является симптомом другого психического расстройства или хромосомной аномалии.

Трансвестизм двойной роли (F64.1) имеет 3 критерия:
Личность носит одежду противоположного пола, чтобы ощутить временную принадлежность к противоположному полу.
Отсутствует сексуальная мотивация для переодевания (нет сексуального возбуждения от переодевания). 
У личности нет желания полностью изменить пол на противоположный.

Расстройство гендерной идентичности в детстве (F64.2) имеет различные, хотя и схожие критерии для девочек и мальчиков.

Другие расстройства гендерной идентичности (F64.8) не имеют чётких критериев.

Расстройство гендерной идентичности неуточнённое не имеет чётких критериев.

Мы видим, во-первых, что существует расхождением между двумя важнейшими медицинскими документами: Руководством по психическим расстройствам и Международной классификацией болезней, и во-вторых, что расстройство гендерной идентичности, будучи включенным в оба эти документа, оказывается в одном поле с психиатрическими патологиями, болезнями. В-третьих, во всех случаях несовпадения гендерной самоидентификации с полом в медицинских документах речь идет о противоположном поле, без других возможностей.
И врачи формально обязаны оставаться в рамках этих представлений и этой терминологии, а также соблюдать основанные на них стандарты оказания помощи трансгендерным людям.

В то же время вне официальной медицины развилась и активно используется более разветвленная терминология, намного подробнее описывающая спектр трансгендерности и выходящая за рамки бинарной системы, строго привязанной к акушерскому полу и противопоставляющей мужское женскому.

Так, еще в период между публикацией DSM-III и DSM-IV вошёл в обиход новый термин трансгендер. Его часто использовали для обозначения лиц с любыми необычными особенностями гендерной идентичности. Трансгендер – это не формальный диагноз, однако многие специалисты и представители общественности часто используют его вместо «расстройства гендерной идентичности», являющегося формальным диагнозом.

Неформальная терминология трансгендерности

ДСМ и МКБ являются базовыми документами, и естественно, что они изменяются не так быстро, как меняется реальность и представления о реальности, в том числе и медицинские. Поэтому имеет смысл обратить внимание на бытующую на неформальном уровне терминологию, достаточно подробную и разветвленную. В ней гораздо более полно зафиксированы современные представления о трансгендерности.

Агендер (agender) – человек, у которого отсутствует ощущение принадлежности к тому или иному гендеру.
Андрогин (androgyne) – человек, сочетающий в себе качества, присущие мужскому и женскому гендеру, и ощущающий свою гендерную идентичность на континууме между мужской и женской.
Бигендер (bigender) – как и андрогин, сочетает в себе мужские и женские качества, однако его самоощущение может меняться с течением времени и, в зависимости от обстоятельств, от мужского к женскому и обратно.
Гендерквир (genderqueer) – человек, отрицающий бинарность гендера и границы, определяемые традиционными представлениями о гендере в обществе. При этом его собственная идентичность обычно бывает в той или иной степени неоднозначной, «плавающей».
Шимейл (shemale) – человек биологически мужского пола от рождения, путем гормонотерапии изменивший внешность на женскую, но сохранивший мужские половые органы.
Кроссдрессер (crossdresser) – человек, переодевающийся в одежду противоположного пола. Обычно употребляется как синоним понятия «трансвестит двойной роли».
Травести (travesty) – человек, играющий роль противоположного пола для создания определенного сценического образа. Выделяют драг квин (drag queen) – мужчина в женском образе и драг кинг (drag king) – женщина в мужском образе, которые, создавая образ с гипертрофированными признаками противоположного пола, зачастую пародируют таким способом гендерные стереотипы.
Трансвестит (transvestite) – человек, более или менее часто одевающийся и ведущий себя как представитель противоположного по ла. Выделяют два типа трансвеститов: трансвеститы двойной роли и трансвеститы-фетишисты. У фетишиста основным мотивом переодевания служит получение сексуального удовлетворения. Трансвестит двойной роли же не просто переодевается, но на то или иное время полностью перевоплощается в образ другого пола, как правило, для достижения психологического комфорта. 
Интерсексуал (intersexual) – человек, в организме которого сочетаются признаки обоих полов, развитые в большей или меньшей степени. Ранее для определения этого понятия использовался термин «гермафродит», но сейчас он считается некорректным.
Квир (queer) – человек, который не соответствует гетеросексуальной норме и не поддерживает деление на традиционные взаимоисключающие категории гендера и сексуальности (женщина-мужчина, гомосексуал-гетеросексуал). Часто этот термин используется как общий термин для всех, кто имеет нетрадиционную сексуальную ориентацию, половую анатомию или гендерную идентичность.

Нетрудно заметить, что неформальная терминология последовательно оспаривает бинарность формальной, учитывая как непрерывный континуум, лежащий между женским и мужским, так и возможность выйти за пределы этого континуума, как, например, это делают агендеры.

Транссексуал (transsexual) – человек, у которого гендерная идентичность противоположна врожденному биологическому полу, и который желает привести тело в соответствие самоощущению – как правило, путём гормональной и хирургической коррекции. Транссексуал MtF (Male-to-Female) – родившийся с мужским телом, но ощущающий себя женщиной, FtM (Female-to-Male) – родившийся с женским телом, но ощущающий себя мужчиной. По отношению к хирургической операции выделяют транссексуалов пре-оп (pre-op) – до операции, готовящихся к операции; пост-оп (post-op) – после операции; нон-оп (non-op) – без операции, для которых хирургическая коррекция невозможна или нежелательна по состоянию здоровья или по другим причинам.

Трансгендер (transgender) – общий термин для обозначения людей, чья гендерная идентичность в той или иной степени отличается от врождённого биологического пола.

На следующих двух терминах я хотел бы остановиться подробнее.

Транзишен (transition) – процесс перехода трансгендерных людей от врожденного биологического пола к желаемому. До недавнего времени, говоря о транс-переходе, подразумевали исключительно транссексуальный переход. Обычно выделяют три этапа перехода, т.н. «триаду»: заместительную гормональную терапию, опыт реальной жизни и хирургическую коррекцию пола. Чаще всего этапы проходят именно в такой последовательности.
В большинстве стран мира порядок смены пола утвержден на законодательном уровне.

Сегодня трансгендерные люди имеют возможность воплотить свою гендерную идентичность путем как транссексуального, так и трансгендерного перехода. Это два разных понятия, которые не стоит смешивать.
Значительная часть трансгендерных людей, имеющих, как правило, неярко выраженные «краевые» формы транссексуальности, меняет лишь социальный пол. Принятие на себя гендерной роли и позиционирование себя как представителя другого гендера – это тоже «переход», который принято называть трансгендерным. В отличие от транссексуального, он не включает в себя хирургическую смену пола.
Кроме того, что существуют люди, полностью сменившие свою социальную роль, не прибегая к хирургическому вмешательству, и скрывающие от окружающих свою биологическую половую принадлежность – трансгендерный переход выбирают молодые люди, которые иначе воспринимают понятие «норма», нежели предыдущие поколения. Они не скрывают своей трансгендерности от окружающих, чувствуют себя в такой роли комфортно, открыто заявляя о своих особенностях, и стремятся быть принятыми и признанными в соответствии с их гендерной идентичностью.
Сейчас наблюдается заметный и постоянный рост трансгендерных переходов, что, в свою очередь, требует подтверждения их законности. Ведь в отличие от транссексуального, для трансгендерного перехода не установлен порядок его осуществления, в то время как, учитывая широкий спектр трансгендерных проявлений, в нем нуждается большое количество людей.
Разнообразие трансгендерных проявлений обусловливает и разнообразие потребностей таких людей, каждый из которых имеет право на собственный выбор полноты «перехода» в зависимости от характера своих гендерных переживаний и ощущений.
И это – дальнейший этап в развитии ситуации, которое было бы невозможным без всех предыдущих. Эти тенденции говорят о том, что мы уже можем различать более мелкие детали явления, наши представления о реальности становятся более подробными, наша способность к различению нюансов возрастает по мере того, как мы узнаем все больше и все более адекватно можем обходиться со своей или чьей-то трансгендерностью.

Трансфобия и Джокьякартские принципы

Следующий термин, на котором остановимся подробнее -

Трансфобия (transphobia) – термин, обозначающий различные виды отвращения, ненависти или неприятия по отношению к трансгендерным людям. Трансфобия часто принимает форму отказа признавать право на выражение человеком своей гендерной идентичности.

До начала 1960-х годов во многих странах трансгендерное или гендерно неконформное поведение подлежало уголовному преследованию либо влекло за собой принудительное лечение психиатрическими методами, эффективность которых даже не была научно доказана. Хочу обратить ваше внимание на то, что тех пор прошло всего пятьдесят лет. Это целая человеческая жизнь – и очень небольшой отрезок времени по историческим меркам. Мы можем наблюдать значительные изменения – и все же ситуация остается нелегкой для трансгендерных людей.
Трансфобия – это дискриминация в отношении трансгендерных людей в широком смысле этого слова. Слово «фобия» здесь имеет значение не страха, а предубеждения – вроде классовой дискриминации или расизма. Трансфобия – это то, с чем трансгендерные люди сталкиваются, когда осознают свою гендерную идентичность – транссексуалы зачастую еще с раннего детства, другие – в более взрослом возрасте. Безусловно, негативное отношение к таким людям не может не сказаться на формировании их личности и, в целом, на их судьбе.
Трансфобия может иметь самые разные проявления, в том числе и быть основанной на культурных и религиозных традициях того или иного общества. Часто даже врачи и психологи, не понимая сущность трансгендерности, негативно относится к трансгендерам и даже отказывают им в необходимой медицинской помощи или предлагают неприемлемые формы таковой, «лечат» от трансгендерности, по сути – пытаются лечить человека от него самого.
Трансфобия имеет место и «на рабочем месте»: увольнения или отказы в приеме на работу только за проявления трансгендерности, а также сложности в получении образования.
Трансфобия в целом в обществе заключается в отрицании нормальности людей, чья гендерная идентичность, внешность и соответствующие жизненные позиции и цели не соответствуют общепринятой норме. Отношение на бытовом уровне как к душевнобольным, к извращенцам, попытки перевоспитывать как собственных детей, так и близких или дальних знакомых часто выливаются в психологическое и физическое насилие. Часть людей испытывают ненависть и презрение к трансгендерам, зачастую эти эмоции находят выход в жестокости и издевательствах. Также на бытовом уровне встречается снисходительное отношение, менее опасное физически, но не менее унизительное и травмирующее.

В 2006 году группой экспертов по правам человека были приняты Джокьякартские принципы применения международно-правовых норм о правах человека в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Среди разработчиков принципов присутствуют экс-Верховный комиссар ООН по правам человека, независимые эксперты ООН, члены комитетов ООН по контролю за соблюдением международных договоров, судьи, гражданские активисты, учёные.
Джокьякартские принципы – заявление о том, все люди в равной мере, вне зависимости от своей сексуально ориентации и гендерной идентичности обладают равными правами. Иными словами, человек не теряет своих человеческих прав оттого, что любит представителя своего пола и/или сам себя осознает иным, чем его биологический пол. В документе содержатся подробные рекомендацие государствам о способах прекращения дискриминации и нарушений. Принципы также содержат рекомендации для правозащитной системы ООН, национальных институтов в области прав человека, СМИ, неправительственных организаций.
Каждый человек вне зависимости от сексуальной ориентации или гендерной идентичности имеет право на равенство и недискриминацию, на признание лицом, обладающим законными правами, на жизнь, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, право не подвергаться произвольному лишению свободы, право на труд, на социальное обеспечение и другие формы социальной защиты и так далее – независимо от того, людей какого пола он предпочитает в качестве сексуальных партнеров или кем он сам считает себя.

В частности, в Принципе третьем говорится:

«Гендерная идентичность самостоятельно определяется каждым человеком, является неотъемлемым элементом его личности и относится к фундаментальным аспектам самоидентификации, достоинства и свободы. Никто не должен принудительно подвергаться медицинским процедурам, в том числе хирургическому изменению пола, стерилизации или гормональной терапии в качестве обязательного условия правового признания гендерной идентичности. Никто не должен принуждаться к сокрытию, подавлению или отрицанию гендерной идентичности».
Это то, к чему имеет смысл стремиться и за что имеет смысл бороться мирными, но вескими средствами.

Судьба человека - вчера и сегодня

(Рассказ Яны Ситниковой о различных гендерных системах на протяжении истории в различных культурах).

Как добивались признания полноправными, равноправными членами европейских человеческих сообществ людей различных рас и различных культур – теперь происходит новое принятие разнообразия человечества, еще одной его грани. Интеграция по еще одному критерию.
Мы видим, что исторически во многих культурах трансгендерные люди занимали достойное положение. В европейской культуре все обстояло иначе. Знакомство с историями трансгендерных людей, сведения о которых сохранились в истории – даже относительно недавней – чаще всего вызывает чувства безысходности, сострадания. Каждая судьба - целая жизнь, построенная на вынужденной лжи, в постоянном страхе разоблачения.
На самом деле представители разных «направлений» ЛГБТ могут спорить о том, были ли люди, о которых пойдет речь, трансгендерами или гомосексуалами, были ли среди них женщины, переодевшиеся в мужское платье ради возможности самореализации иной, чем предполагалось правилами приличий сто или двести лет назад. Сейчас мы не можем это знать с точностью – мы не можем у них спросить. Скорее всего, было и то, и другое, и третье. Но судьбы их в любом случае схожи, трудности и испытания им выпали одинаковые.
Совсем немного можно найти примеров, когда трансгендерному человеку удавалось прожить свою жизнь без скандальных разоблачений и преследований.
Как ни странно, современники 
Женни де Лэнг при дворе Наполеона, чей физический пол был обнаружен только после смерти, была важной фигурой в высшем обществе, и Наполеон назначил ей содержание в тысячу франков в год в 1812 году и предоставил бесплатные апартаменты в пригороде Версаля. С 1822 года она входила в свиту императора, получала постоянное жалование и жила внешне благополучно, имела много поклонников, но никогда не вышла замуж.
Надежда Дурова, «кавалерист-девица», служившая в уланском полку и участвовавшая во нескольких военных кампаниях, в том числе в Отечественной войне 12 года. Правда, в ее истории не обошлось без разоблачения, однако император Александр лично разрешил ей продолжать военную службу под именем корнета Александрова. Мы привычно говорим о Надежде Дуровой, используя грамматический женский род, но уместно ли это, если назвавшись в 1806 году мужским именем, этот человек носил его шестьдесят лет, ни разу не сделав попытки вернуться к настоящей фамилии, и от всех требовал обращения к себе как к Александрову?
В британской армии приблизительно в это  же время служил доктор Джеймс Бэрри – я приведу цитату из «Манчестер Гардиан» 21 августа 1865 г.: «Инцидент, который сейчас обсуждается в военных кругах, настолько экстраординарен, что, несмотря на подтверждение властями его правдивости, суть вопроса кажется невероятной. Наши офицеры, расквартированные на мысе Кейп пятнадцать-двадцать лет назад, могут помнить некоего доктора Бэрри, относившегося к медицинскому персоналу и имевшего репутацию большого специалиста в своей профессии, особенно за непоколебимость своих решений и скорость выполнения сложных операций. Джентльмен поступил на службу в 1813 году, имел послужной список от ассистента хирурга до хирурга в различных батальонах во многих частях света. Его профессиональные навыки способствовали его продвижению по службе и назначению его в подразделение на Кейпе. Около 1840 года он был повышен до медицинского инспектора и переведен на Мальту. Позже с Мальты он переехал в Корфу, где и квартировался много лет… Там он и скончался около месяца назад, и после его смерти выяснилось, что он являлся женщиной… Мотивы такого поведения и начало этой мистификации окутаны тайной. Однако остается неоспоримым фактом, что женщина служила офицером в британской армии в течение 40 лет, дралась на одной дуэли и искала гораздо больше, прошла медицинское обучение, получила официальный диплом и стала почти знаменитой за свои навыки хирургических операций».

Но гораздо чаще истории трансгендеров полны рассказов о судах, тюремных заключениях, физической расправе, трагических смертях. Вот всего три примера.
Мюррей Холл, занимавший прочное положение в обществе, был другом сенаторов, известным политиком, состоятельным человеком. Жил с женой и приемной дочерью и скончался в 1901 году в Нью-Йорке от рака груди. Он скрывал свое состояние до последнего, чтобы избежать разоблачения. Его приемная дочь на суде заявила: «Я всегда считала, что мой отчим – мужчина. Я никогда не скажу про него «она».
Рей Леонард, который с отрочества вел жизнь в образе мужчины и разоблаченный в возрасте семидесяти лет. Из-за тяжелой болезни он оказался в больнице – врач, лечивший его, предал огласке «неприличную» тайну пациента. Дальше – цитата: «Горожане, которые любили его, доверяли ему свои самые сокровенные тайны и брали его в путешествия, узнали, что были обмануты. Они решили, что эта женщина душевно больна и направили в психиатрическую лечебницу, откуда ее выпустили с предписанием, что она должна носить юбку и называться "мисс Рей".
По возвращении домой ей разрешили оставить свой магазин, но люди, с которыми она общалась ранее, стали избегать ее; даже доктор, которому она доверила свою жизнь, отказывался подходить к ней и посещать ее магазин. Но конфликт не закончился только отношением мужчин. Женщины не принимали ее в свое общество. Даже в платье она выглядела как мужчина. Весь город обернулся против нее.  Но трудности не продолжались вечно. В конце концов, ее понемногу простили».
Рей Леонард умер в 1921 году, через шесть лет после разоблачения».
Алан Харт, известный врач, писатель.  В результате внутреннего конфликта Харт совершал попытки суицида. Он обратился к психотерапевту Аллену Гилберту в 1917 г. Заключение доктора Гилберта по поводу Харта, которого он обозначил буквой "Х", был опубликован в "Журнале нервных и душевных расстройств". Гилберт нашел, что прогноз отрицательный, ибо "пациент не признает даже малейшую возможность отказаться от своих мужских характеристик". После неудовлетворительных попыток лечения гипнозом и применения других суггестивных терапий, Харт попросил доктора помочь ему адаптироваться в мужской роли. Харт также попросил сделать ему гистерэктомию, что по мнению Гилберта было "единственным рациональным выбором".
В 1918 году Харт перенес операцию, сменил имя и стал жить мужской жизнью. Долгие годы он был вынужден переезжать и менять место работы, чтобы скрыть свое прошлое, избежать разоблачения и скандала. Умер в 1962 году.

В пятидесятых годах двадцатого века транссексуальные женщины сначала в Европе, а затем и в Америке получили доступ к гормонам и хирургической коррекции, еще далекой от совершенства, но уже дававшей возможность вести более подходящий образ жизни, воплощать свою женственность. Кристина Йоргенсен, одна из первых транссексуальных женщин, перенесших операцию, поведала свою историю журналистам, таким образом эта важная информация распространилась более широко. Эндокринолог Гарри Бенджамин, осознав разницу между гомосексуальностью и трансгендерностью, сформулировал её как врождённое ощущение принадлежности к другому полу. Он начал прописывать транссексуальным женщинам эстрогены, направлять их к хирургам.
Однако было еще много препятствий на этом пути. Например, американское медицинское сообщество тогда считало транссексуальность психическим заболеванием. Вместо реальной помощи многие транссексуалы попадали в психиатрические клиники, где психиатры пытались вылечить их "умственную болезнь" электрошоком.
В конце 50-х и начале 60-х множество транссексуальных девушек в США прибегало к самокастрации, как способу стать более женственной, и обойти действовавший тогда законодательный запрет на удаление яичек у "здорового мужчины". После самокастрации девушка могла иногда рассчитывать на хирургическую смену пола - если она была в состоянии оплатить её.
Эти и другие материалы о трансгендерности доступны в интернете. Вы можете сами найти их - в гораздо большем объеме, чем позволяет время нашей встречи. Но в целом можно сказать, что долгое время борьба за права трансгендерных людей была борьбой за право на оперативное и гормональное лечение, за право менять документы в соответствии с этими изменениями.

Зимой в моей френдленте появился ютубовский ролик:
«Привет! Я Луве Эльвелин из Швеции, и я транс. Это означает, что я родился в женском теле, но стал мужчиной. Я выступаю сейчас, потому что шведское правительство заставляет тысячи таких, как я, делать невозможный выбор. Если я хочу юридически поменять пол, чтобы ID-карта отражала мою истинную сущность, просто изменить «F» на «М», моя страна заставляет меня сделать стерилизацию. Я не могу указать свой пол корректно, или мои основные права человека будут нарушены. Это нечестный выбор. Я протестую сегодня перед зданием парламента и требую, чтобы закон был изменен и эта варварская практика закончилась. Ваша поддержка поможет изменить ситуацию. Пожалуйста, присоединитесь к нам, подпишите петицию и попросите ваших друзей сделать то же. Спасибо».
Похоже, что-то серьезно изменилось: если раньше трансгендерные люди боролись за право на операцию, то сейчас не менее важным становится право закрепить за собой свой гендер, не принося кровавые жертвы, для тех, кто выбирает именно такой способ быть собой.

Подробный и последовательный рассказ о борьбе трансгендеров за свое право быть собой и жить такой жизнью, которая подходит полу, принадлежность к которому они ощущают, занял бы очень много времени. При том, что эти материалы доступны в интернете, мне кажется, ценнее использовать нашу встречу для того, чтобы познакомиться с живыми людьми, нашими современниками и соотечественниками, услышать их рассказы о своей жизни, задать вопросы и получить ответы о том, что вас интересует. Живой контакт с реальными людьми. присутствующими здесь и сейчас, поможет составить более реальное представление о том, кто мы, какие мы, чего хотим, на что надеемся.



Comments

Четко изложено. Пожалела, что не была на семинаре:(
В Питере...
Знаю...Пожалела, что не живу в Питере:))
можно вопросы задавать?
"Транссексуальная идентичность наблюдается устойчиво как минимум два года" - каким образом происходит уточнение двухлетнего периода? Человек вынужден наблюдаться..кем? Или приводить свидетелей? Или как-то доказывать себя в эти два года?
это в России так было? как-то оно не про человека, а скорее про его окружение..
да я понимаю. это ж я не ваши слова под сомнение ставлю. это так..общее удивление в воздух.
поняла. спасибо.
Можно и за неделю. Да и за один прием тоже можно, были бы деньги :-)
Как раз в Питере у Исаева за неделю одна девочка прошла.
В России это два года учета учета в психиатрическом диспансере. За это время исключаются психзаболевания и устанавливается устойчивость гендерной идентичности.
спасибо.
Спасибо тебе.
Я отправил ссылку своему отцу. (Представь).
Надеюсь, тебе пригодится и принесет пользу эта информация. Удачи!
Спасибо, очень интересная информация.
Спасибо на добром слове :)
хорошая простая статья.
можно я в ру_трансгендер на нее ссылку кину?
Я буду только рад распространению :)
спасибо за статью!
скажите пожалуйста, а вы случайно упомянули shemale и пропустили hefemale или специально?
Случайно.
Режитель придерживается представлений 60-70 годов и банит всех, кто не согласен )
Кто есть режитель? )
rezhitel, только не читайте её объяснения о причинах бана, они ничего общего с действительностью не имеют, исламофобия головного мозга.